8
класс Устный зачет
Теоретическая
часть
Вопросы для
развернутого ответа:
1.Сопоставительный
анализ стихотворений: А.С.Пушкин "Сожженное письмо" и Н.А.Некрасов
"Горящие письма".
2.Сопоставительный
анализ стихотворений: А.С.Пушкин "Я помню чудное мгновенье..." и
А.А.Блок "О доблестях, о подвигах, о славе..."
3
Сонеты Данте, Петрарки, Шекспира: эволюция жанра
4.Пейзажи
в повести Тургенева "Ася" и их роль в произведении
5.
Многогранность образа главной героини в повести Тургенева «Ася»
6.Композиция
романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
7.Человек
и история в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
8.
Образ России в русской литературе XIX века (Ю.М.Лермонтов «Родина», Ф.И.Тютчев «Эти
бедные селенья»)
9.
Анализ рассказа И.А.Бунина «Холодная осень»: поэтика названия, особенности
композиции
10.
Анализ рассказа И.А.Бунина «Темные аллеи»: поэтика названия, особенности
композиции
Практическая часть
Типы
заданий:
1. Определить
род литературы (эпос, лирика, драма)
2. Определить
размер стихотворения (хорей ямб, дактиль, амфибрахий, анапест)
3. Найти
средства выразительности (эпитет, сравнение, метафора, символ)
Вопрос 1
Сопоставительный анализ стихотворений:
А.С.Пушкин
"Сожженное письмо" и Н.А.Некрасов "Горящие письма".
Стихотворение
«Сожженное письмо» Пушкин написал в 1825 году и
посвятил его Елизавете Ксаверьевне Воронцовой (здесь надо прочитать
текст стихотворения – можно по листочку, но не запинаясь и красиво)
Стихотворение
написано от лица героя, речь идет о
письме… (чьем письме? какого содержания скорее всего?)
При
этом в произведении не изображены переживания героини, ее характер не раскрыт.
Автор показывает читателю переживания главного героя, его чувства меняются от
начала к концу стихотворения. (как меняются, ответьте, опираясь на текст)
С
одной стороны, в стихотворении речь идет о конкретном письме. (Приведите
строки, это подтверждающие)
Вместе
с тем образ горящего письма символичен. «Горящее письмо» - это символ (чего?)
Образ-символ
письма разворачивается в стихотворении через ряд метафор и метафорических
эпитетов:
На
горящем письме герой видит «заветные черты» - чьи? какой это худ. прием?
Пепел
назван «Отрада бедная» - это (какой худ. прием? почему так назван?)
«Пепел
милый» - это (какой худ прием? зачем он употреблен?)
Синтаксис
стихотворения сложен: здесь много (каких знаков препинания? почему?)
Стихотворение
Некрасова «Горящие письма» написано намного позже, в 1877 году, оно посвящено
Авдотье Яковлевне Панаевой. (Здесь прочитать наизусть стихотворение). Стихотворения
Пушкина и Некрасова объединяет общая лирическая ситуация: герой сжигает письмо
возлюбленной, форма повествования «от 1 лица». Но в стихотворении «Горящие
письма» изображается характер и переживания не только героя, но и героини – в
этом состоит одно из художественных открытий Некрасова.
Какие
чувства испытывает героиня?
Какие
чувства испытывает герой?
Два
стихотворения объединяет образ горящих писем. Однако у Пушкина в названии
прошедшее время – «сожженное письмо», а у Некрасова – настоящее – «горящие
письма» - почему?
В
стихотворении Некрасова нет слова «письмо» - почему?
Но
есть метафорическое название писем – какое? какие взаимоотношения между героями
изображаются через этот образ?
В
синтаксическом строе стихотворения Некрасова особую роль играет повторяющийся
знак препинания – какой? почему?
Стихотворение
заканчивается (каким знаком препинания? почему?)
Вопрос 2 «Стихотворение Пушкина «Я
помню чудное мгновенье…» и стихотворение Блока «О доблестях, о подвигах, о
славе…»: сопоставительный анализ»
Вопросы,
на основе которых надо составить связный ответ.
Стихотворение
Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»
1. Когда стихотворение написано? Кому посвящено?
2. Есть ли в стихотворении образ возлюбленной?
3. Сколько смысловых частей в стихотворении и
как они связаны между собой?
4. В каких стоках есть звукопись? Какие чувства
она выражает?
5. В 5 строфе: сначала пробуждается душа, а
потом появляется образ возлюбленной или наоборот? Обратите внимание на знаки
препинания.
6. Почему оказалось возможным воскресение любви?
Что такое любовь для Пушкина в этом стихотворении?
Стихотворение
Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…»
1. Когда написано стихотворение? Кому посвящено?
2. Сколько смысловых частей в стихотворении и
как они связаны между собой?
3. Какие образы-символы есть в стихотворении?
Что такое символ?
4. Почему плащ – «синий»? а ночь -
«сырая»?
5. «Лицо сияло» - какой это художественный
прием? какой образ он создает?
6. Какие сравнения есть в 3 строфе? Какие
дополнительные смыслы они вносят в стихотворение?
7. Что такое любовь для Блока в этом
стихотворении? Что в жизни вечно, а что преходяще – по мнению автора
стихотворения?
Вопрос 6 Схема
ответа на вопрос «Композиция романа Пушкина «Капитанская дочка»
На
зачет можно принести схему композиции, на которой Вы покажете взаимосвязи
эпизодов и рассказывать, опираясь на
схему. Взаимосвязи эпизодов очень многочисленны. Чем больше Вы сами их найдете
, тем лучше.
Что
такое композиция?
1.Важно
показать «зеркальную» композицию: встреча Пугачева и Гринева в главе
«Вожатый»,подаренный тулупчик и потом эпизод в Белгородской крепости,
подаренная жизнь. Тулупчик, который «превращается» в шубу, которую жалует
Пугачев Гриневу. Принцип взаимопомощи, опирающийся на сказочную традицию.
2.
Отъезд Гринева из Белгородской крепости и возвращение за Машей. Встречи с
Зуриным.
3.Екатерина
тоже показана с 2х сторон – эпизод в Царском Селе, встреча с Машей и потом Маша
и Екатерина на официальном приеме.
4.Взаимоотношения
Швабрина и Гринева – в каких эпизодах о них рассказывается и как эти эпизоды
связаны.
5.
Два военных совета: совет у Пугачева и военный совет в Оренбурге
6.Какова
роль эпиграфов в повести? Эпиграфы взяты из «Недоросля» Фонвизина, высокой
дворянской литературы 18 века и из фольклора.
7.Какова
роль вставных эпизодов? Сказка Пугачева. Разбойничья песня.
Вопрос 5.
Многогранность образа главной героини в
повести Тургенева «Ася»
Литературные
источники повести Тургенева «Ася»
1.
Гретхен
(«Фауст» Гете)
2.
Мадонна
3.
Лорелея
4.
рафаэлевская
Галатея в Фарнезине
5.
Гете
«Герман и Доротея»
6.
Героиня
жития, святая
7.
Татьяна
из «Евгения Онегина»
Согласно
мифу Галатея была прекрасной морской нимфой. Она полюбила прекрасного юношу по
имени Ацис, но в это время к Галатее воспылал страстью одноглазый гигант
Полифем. Когда он увидел влюбленных наедине, то метнул огромную скалу и убил ею
Ациса. В своей фреске Рафаэль отходит от точного изложения сюжета и рисует
сцену, известную как «похищение Галатеи».
Окруженная
тритонами, нереидами и парящими в воздухе амурами, Галатея мчится по волнам,
стоя на раковине, увлекаемой двумя дельфинами.
Лорелея (нем. Lore Lay)
- центральный персонаж романтической поэзии. Мифологический прообраз: Л.-
дева-чаровница, речная фея, героиня немецких народных легенд. Имя Л. восходит к
названию крутого утеса .Лурлей (Lurlei) на Рейне близ Бахараха. Легенда о Л.
долгое время оставалась лишь местным преданием: «В древние времена в сумерки и
при лунном свете на скале Лурлей появлялась девушка, которая пела столь
обольстительно, что пленяла всех, кто ее слушал. Многие пловцы разбивались о
подводные камни или погибали в пучине, потому что забывали о своей лодке, и
небесный голос певицы-волшебницы как бы уносил их от жизни» (Алоиз Шрейбер.
Справочник для путешествующих по Рейну. 1818).
Лорелея
- героиня одного из самых знаменитых стихотворений Г. Гейне «Лорелея» (1823),
включенных им в цикл «Опять на родине» (1824).
Вспомните, с кем сравнивается Ася? И какие новые
смыслы вносят сравнения?
Как образы природы раскрывают своеобразие
внутреннего мира Аси?
Какие черты характера Аси вы могли бы назвать? (не
менее 5-6). Обоснуйте ваше мнение
Пейзажи
в повести Тургенева "Ася" и их роль в произведении
1.Тургенев – писатель второй половины XIX века, в произведениях которого важную роль играют пейзажи и образы природы.
Цикл «Записки охотника», писание грозы в рассказе
«Бирюк», описания природы в рассказе «Бежин луг». Пейзажи напоминают
стихотворения
2.
В повести «Ася» целый
ряд развернутых описаний природы, они не только описывают место действия и
создают «фон», атмосферу в произведении, но и являются своеобразными
«смысловыми центрами» произведения, связаны с образом героини и сюжетом повести.
А).описание города в первой главе, гармоничный
- образ готической колокольни, Мадонны
- образ Гретхен
Б) описание ночной реки во второй главе
Образ «разбитого» лунного столба как символ (чего?)…
В).описание заросшей разрушенной башни.
Образ разрешенной башни как символ (чего?)…
С кем сравнивается Ася? Как ее образ связан с
описанием «дикой» природы?
3. Образ «засохшей герани» в финале произведения как
символ утраченных отношений, памяти
4. Чем описания природы в повести похожи на
стихотворения?
Сильное лирическое начало в эпическом произведении
Вопрос 9. Анализ
рассказа И.А.Бунина «Холодная осень»:
поэтика
названия, особенности композиции
Рассказ Бунина «Холодная осень» можно разделить по смыслу на две части.
В первой части рассказывается … Во второй части …
Эта композиция рассказа говорит читателю о том, что…
Повествование в рассказе ведет… Это важно, так как..
При этом ни у героя, ни у героини нет имени. Автор
хотел подчеркнуть этим, что…
Две части рассказа связывает разветвленная система
мотивов в произведении. Мотив – это устойчивый повторяющийся элемент
произведения
Важнейшие мотивы в произведении – мотивы… (здесь
выписать 2-3 цитаты)
Мотивы, создающие в произведении атмосферу… - сближают рассказ
Бунина с лирическим произведением. Эпос изображает …. А лирика изображает
……………….
Через систему мотивов автор передает переживания героев.
В произведении есть и другие черты лирического
произведения: (какие?)
Название рассказа – «Холодная осень» - многозначно и
становится в произведении образом-символом.
Холодная осень – это символ….
Одновременно холодная осень – это….
Кроме того, можно сказать, что холодная осень – это…
В рассказе «Холодная осень» Бунин изображает любовь
(какую?)
Бунин любил и неоднократно цитировал высказывание
Толстого: “Счастья в жизни нет, есть только зарницы его,— цените их, живите
ими”. Такой «зарницей счастья» для героев рассказа стал…
Комментариев нет:
Отправить комментарий