Стих – строка в поэтическом произведении
Строфа – несколько стихов, объединенных вместе.
Рифма – звуковой повтор, играющий в стихотворении организующую роль.
1.Инверсия – измененный порядок слов
Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням
2.Перенос (enjambement) – несовпадение синтаксического и метрического членения в стихотворении (целостная часть предложения оказывается на разных строках)
Ты, меня любивший фальшью
Истины – и правдой лжи,
Ты, меня любивший – дальше
Некуда! – За рубежи!
Ты, меня любивший дольше
Времени. – Десницы взмах!
Ты меня не любишь больше:
Истина в пяти словах. (Цветаева)
3.Гипербола – преувеличение от греч – намеренное чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления
Редкая птица долетит до середины Днепра
4.Литота – от греч. простота – намеренное преуменьшение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления, противоположный гиперболе
мужичок с ноготок, мальчик с пальчик.
5.Антитеза – от греч. противоположение – со или противопоставление конкретных понятий, положений, образов
Я царь – я раб – я червь – я бог! (Д)
6.Перифраз – замена слова иносказательным описательным выражением (чаще всего в литературе 18-начала 19 века)
Орел – царь птиц
Самовластительный злодей! Тебя, твой трон я ненавижу!
7.Оксюморон – от греч. остроумно-глупое – стилистическая фигура, сочетание противоположных по значению слов
Живой труп
8.ГРАДАЦИЯ — расположение ряда выражений, относящихся к одному предмету, в последовательном порядке повышающейся или понижающейся смысловой или эмоциональной значимости
"Но чернеют пламенные дали —
Не уйти, не встать и не вздохнуть" (Блок),
"Все грани чувств, все грани правды стерты:
В мирах, в годах, в часах" (Белый).
9. Парцелляция — стилистический прием расчленения в поэтическом произведении фразы на части или даже на отдельные слова
Но шла Россия. Шел литейщик, пахарь,
Боец, подвижник. Тяжко, трудно шел.
Неодолимо шел! К социализму! (Г. Шенгели)
1. Эпитет – это эмоционально окрашенное художественное определение. (чаще всего в структуре предложения эпитетами являются прилагательные)
Яркие звезды – это логическое определение, не эпитет
Сиротливые звезды – эпитет
2. Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений
В сравнении есть субъект (что сравнивается), объект (с чем сравнивается) и основание (общий признак), основание может быть не названо
А) со сравнительными союзами как, как будто, словно, подобно, так
Лицо белое, как снег
Нева металась, как больной, в своей постели беспокойной…
Кипим сильней, последней жаждой полны, Но в сердце тайный холод и тоска
Так осенью бурливее река, но холодней бушующие воды.
Б.) бессоюзные: заутра казнь, привычный пир народу.
В) Т.п. Взлетел стрелой (быстро,как стрела)
Г.) слова в ср.ст. Девичьи лица ярче роз (лица яркие, как розы)
Бывают развернутые сравнения.Чудный град порой сольется
Из летучих облаков,
Но лишь ветр его коснется,
Он исчезнет без следов.
Так мгновенные созданья
Поэтической мечты
Исчезают от дыханья
Посторонней суеты.
<1829> Баратынский
Отрицательные сравнения
То не кукушка в роще темной кукует рано на заре,-
В Путивле плачет Ярославна одна на городской стене.
3. Метафора – скрытое сравнение, соединение очень разных явлений по принципу сходства.
Ножки стола, речь льется
"Горек мне мед твоих слов" (Блок)
4. Олицетворение – вид метафоры, одушевление неживого
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
5. Метонимия – троп, при котором сближаются слова, обозначающие предметы или явления, связанные друг с другом в реальности. (по принципу смежности)
Алмаз – стеклорез
Слушать Шопена читать (пародировать) Достоевского
Весь город (т.е. жители города) вышел на улицу; Ватерлоо – «селение в Бельгии» и «сражение, в котором Наполеон потерпел поражение»;
Съезд назначен на май и Съезд принял важную резолюцию
6. Синекдоха – вид метонимии, название части (меньшего) вместо целого (большего) или наоборот
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус…
Пикейные жилеты поднимали плечи (Ильф и Петров)
«Нос» Гоголя
Строфа – несколько стихов, объединенных вместе.
Рифма – звуковой повтор, играющий в стихотворении организующую роль.
1.Инверсия – измененный порядок слов
Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням
2.Перенос (enjambement) – несовпадение синтаксического и метрического членения в стихотворении (целостная часть предложения оказывается на разных строках)
Ты, меня любивший фальшью
Истины – и правдой лжи,
Ты, меня любивший – дальше
Некуда! – За рубежи!
Ты, меня любивший дольше
Времени. – Десницы взмах!
Ты меня не любишь больше:
Истина в пяти словах. (Цветаева)
3.Гипербола – преувеличение от греч – намеренное чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления
Редкая птица долетит до середины Днепра
4.Литота – от греч. простота – намеренное преуменьшение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления, противоположный гиперболе
мужичок с ноготок, мальчик с пальчик.
5.Антитеза – от греч. противоположение – со или противопоставление конкретных понятий, положений, образов
Я царь – я раб – я червь – я бог! (Д)
6.Перифраз – замена слова иносказательным описательным выражением (чаще всего в литературе 18-начала 19 века)
Орел – царь птиц
Самовластительный злодей! Тебя, твой трон я ненавижу!
7.Оксюморон – от греч. остроумно-глупое – стилистическая фигура, сочетание противоположных по значению слов
Живой труп
8.ГРАДАЦИЯ — расположение ряда выражений, относящихся к одному предмету, в последовательном порядке повышающейся или понижающейся смысловой или эмоциональной значимости
"Но чернеют пламенные дали —
Не уйти, не встать и не вздохнуть" (Блок),
"Все грани чувств, все грани правды стерты:
В мирах, в годах, в часах" (Белый).
9. Парцелляция — стилистический прием расчленения в поэтическом произведении фразы на части или даже на отдельные слова
Но шла Россия. Шел литейщик, пахарь,
Боец, подвижник. Тяжко, трудно шел.
Неодолимо шел! К социализму! (Г. Шенгели)
Тропы – это приемы изменения основного значения слова
1. Эпитет – это эмоционально окрашенное художественное определение. (чаще всего в структуре предложения эпитетами являются прилагательные)
Яркие звезды – это логическое определение, не эпитет
Сиротливые звезды – эпитет
2. Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений
В сравнении есть субъект (что сравнивается), объект (с чем сравнивается) и основание (общий признак), основание может быть не названо
А) со сравнительными союзами как, как будто, словно, подобно, так
Лицо белое, как снег
Нева металась, как больной, в своей постели беспокойной…
Кипим сильней, последней жаждой полны, Но в сердце тайный холод и тоска
Так осенью бурливее река, но холодней бушующие воды.
Б.) бессоюзные: заутра казнь, привычный пир народу.
В) Т.п. Взлетел стрелой (быстро,как стрела)
Г.) слова в ср.ст. Девичьи лица ярче роз (лица яркие, как розы)
Бывают развернутые сравнения.Чудный град порой сольется
Из летучих облаков,
Но лишь ветр его коснется,
Он исчезнет без следов.
Так мгновенные созданья
Поэтической мечты
Исчезают от дыханья
Посторонней суеты.
<1829> Баратынский
Отрицательные сравнения
То не кукушка в роще темной кукует рано на заре,-
В Путивле плачет Ярославна одна на городской стене.
3. Метафора – скрытое сравнение, соединение очень разных явлений по принципу сходства.
Ножки стола, речь льется
"Горек мне мед твоих слов" (Блок)
4. Олицетворение – вид метафоры, одушевление неживого
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
5. Метонимия – троп, при котором сближаются слова, обозначающие предметы или явления, связанные друг с другом в реальности. (по принципу смежности)
Алмаз – стеклорез
Слушать Шопена читать (пародировать) Достоевского
Весь город (т.е. жители города) вышел на улицу; Ватерлоо – «селение в Бельгии» и «сражение, в котором Наполеон потерпел поражение»;
Съезд назначен на май и Съезд принял важную резолюцию
6. Синекдоха – вид метонимии, название части (меньшего) вместо целого (большего) или наоборот
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус…
Пикейные жилеты поднимали плечи (Ильф и Петров)
«Нос» Гоголя
Задание: Выпишите в тетрадь все художественные приемы, которые вы встретите в стихотворении (тропы, поэтический синтаксис и др.)
Запишите метрическую схему 2 строфы. Определите размер и количество стоп.
В РЕСТОРАНЕ
Никогда не забуду (он был, или не был,
Этот вечер): пожаром зари
Сожжено и раздвинуто бледное небо,
И на жёлтой заре - фонари.
Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как нёбо, аи.
Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко
Взор надменный и отдал поклон.
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: "И этот влюблён".
И сейчас же в ответ что-то грянули струны,
Исступлённо запели смычки...
Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки...
Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой легка...
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.
Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала
И, бросая, кричала: "Лови!.."
А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.
19 апреля 1910
Комментариев нет:
Отправить комментарий