вторник, 29 октября 2013 г.

Схема ответа на вопрос (для устного зачета, 8 класс, Тургенев "Ася")

Литературные источники повести Тургенева "Ася": сложность образа главной героини

В повести Тургенева "Ася" цитируются или упоминаются многочисленные произведения литературы, живописи, музыки. Повесть имеет очень широкий культурный контекст. Цитаты и упоминания о произведениях искусства введены не только с точки зрения повествователя, многие произведения цитируют и называют герои, которые в разные моменты повести ощущают себя в роли персонажей тех или иных литературных произведний.

Большинство упоминания произведений искусства сосредоточено (где? в начале, середине, конце произведения?) Почему?

Главная героин повести соотнесена с целым рядом литературных и живописных образов (подобрать несколько цитат)
1.      Гретхен («Фауст» Гете)
2.      Мадонна
3.      Лорелея
4.      рафаэлевская Галатея в Фарнезине
5.      Гете «Герман и Доротея»
6.      Героиня жития, святая
7.      Татьяна из «Евгения Онегина»

Рассмотрим некоторые из этих взаимосвязей.
ЛОРЕЛЕЯ (нем. Lore Lay) - центральный персонаж романтической поэзии. Мифологический прообраз: Л.- дева-чаровница, речная фея, героиня немецких народных легенд. Имя Л. восходит к названию крутого утеса .Лурлей (Lurlei) на Рейне близ Бахараха. Легенда о Л. долгое время оставалась лишь местным преданием: «В древние времена в сумерки и при лунном свете на скале Лурлей появлялась девушка, которая пела столь обольстительно, что пленяла всех, кто ее слушал. Многие пловцы разбивались о подводные камни или погибали в пучине, потому что забывали о своей лодке, и небесный голос певицы-волшебницы как бы уносил их от жизни» (Алоиз Шрейбер. Справочник для путешествующих по Рейну. 1818).
Лорелея - героиня одного из самых знаменитых стихотворений Г. Гейне «Лорелея» (1823)

Гейне «Лорелея»
Бог весть, отчего так нежданно
Тоска мне всю душу щемит,
И в памяти так неустанно
Старинная песня звучит?..

Прохладой и сумраком веет;
День выждал весенней поры;
Рейн катится тихо – и рдеет,
Вся в искрах, вершина горы.

Взошла на утесы крутые,
И села девица-краса,
И чешет свои золотые,
Что солнечный луч, волоса.

Их чешет она, распевая,
И гребень у ней золотой,
А песня такая чудная.
Что нет и на свете другой.

И обмер рыбак запоздалый,
И, песню заслышавши ту,
Забыл про подводные скалы
И смотрит туда – в высоту…

Мне кажется: так вот и канет
Челнок: ведь рыбак без ума,
Ведь песней призывною манит
Его Лорелея сама.

Почему Ася соотнесена с образом Лорелеи? Какие смыслы рождаются при этом сопоставлении? С чьей точки зрения дано это соотнесение - кто сравнивает Асю с Лорелеей?


Еще одно важное сопряжение двух произведений: "Ася" и "Евгений Онегин" Пушкина.
Пушкин «Евгений Онегин» (отрывок):
 А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них? Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места,   где  в первый раз,
Онегин, видела я вас,
Да за смиренное кладбище,
 Где  нынче  крест   и   тень   ветвей 
Над бедной нянею моей…


XLVII
А счастье было так возможно,
Так близко!.. Но судьба моя
Уж решена. Неосторожно,
Быть может, поступила я:
Меня с слезами заклинаний
Молила мать; для бедной Тани
Все были жребии равны…
Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость, и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна».

 В "Евгении Онегине" изображены взаимоотношения героев, пир которых счастье было "так близко, так возможно", но оно не осуществилось. В какой момент в "Асе" было возможно счастье? И почему эта возможность не осуществилась?
Посмотрите в интернете картину Рафаэля 

Согласно мифу Галатея была прекрасной морской нимфой. Она полюбила прекрасного юношу по имени Ацис, но в это время к Галатее воспылал страстью одноглазый гигант Полифем. Когда он увидел влюбленных наедине, то метнул огромную скалу и убил ею Ациса. В своей фреске Рафаэль отходит от точного изложения сюжета и рисует сцену, известную как «похищение Галатеи». Окруженная тритонами, нереидами и парящими в воздухе амурами, Галатея мчится по волнам, стоя на раковине, увлекаемой двумя дельфинами.
Почему Ася соотнесена с этим образом? Кто ее сравнил с Галатеей и в какой момент повести?

В результате, через соотнесение с разными литературными и живописными источниками Тургенев создает многосторонний образ главной героини.
Какая героиня по характеру?





Комментариев нет:

Отправить комментарий