четверг, 24 октября 2013 г.

Материалы к зачету по литературе (8 класс) - определения терминов


Эпос - (от греч. epos - слово, повествование, рассказ) -  один из трех основных родов литературы,  в отличие от лирики и драмы выдвигающий на первый план объективное изображение событий. Особую роль в произведениях эпических жанров играет носитель повествования (автор-повествователь или рассказчик), сообщающий о событиях, их развитии, о персонажах, об их жизни, при этом отделяющий себя от изображаемого. В зависимости от временного охвата событий различают крупные жанры Э. - эпопея , роман, средние - повесть и малые – рассказ, новелла, очерк.

Лирика - (от греч. lyricos - поющийся под звуки лиры) - один из трех основных родов литературы), выдвигающий на первый план субъективное изображение чувств, переживаний, эмоций автора.  В Л. жизнь отражена в переживаниях поэта (или лирического героя): о ней не повествуется, а создается образ-переживание. Важнейшим свойством Л. является способность передавать чувство одного человека как всеобщее. Характерные особенности Л.: стихотворная форма, ритм, отсутствие фабулы, небольшой размер произведения. К жанрам Л. обычно относят лирическое стихотворение, оду , элегию, эпиграмму, послание, гимн  и др.

Драма - (от греч. drama - действие) - один из трех основных родов литературы, изображающий действие. К драматическому роду относятся жанры: трагедия, комедиия, драма (в узком смысле слова), кроме того -  мелодрамы и водевили.

Композиция (от лат. compositio - составление, соединение, сложение) - построение художественного произведения: расположение и взаимосвязь его частей, образов, эпизодов в соответствии с содержанием, жанровой формой и замыслом автора.
Или: композиция – это порядок частей в художественном произведении и их взаимосвязь.

Мотив (от франц. motif - мелодия, напев) – это устойчивый, повторяющийся элемент в текста  (пример: мотив холода в рассказе Бунина «Холодная осень»)

Пейзаж – это описание природы в художественном произведении. 

Эпитет  (от греч. ерitheton - приложение) – образное, художественное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью. Например: железная выдержка, серебряный голосок - здесь прилагательные являются именно эпитетами, так как употреблены в переносном значении и несут особую смысловую и экспрессивно-эмоциональную нагрузку, тогда как те же прилагательные, употребленные в прямом значении (железная кровать, серебряная монета), эпитетами не являются. Э. обычно выражен прилагательным, реже - причастием, наречием или существительным в роли приложения.

Метафора – скрытое сравнение, перенос значения слова по принципу сходства. Метафора находит сходство между предметами или явлениями из разных, далеких друг от друга сфер жизни. Пример: «Слезинка дождя» - это метафора, она может быть развернута в сравнение: капля дождя, как слезинка. Примеры: «бархат заката», «скрипка времен».

Символ –  (греч. σύμβολον — знак, примета) — многозначный предметный образ, который может иметь огромное количество разных толкований. Например, в повести «Ася» разбитый лунный столб является символом  зарождающейся любви, символом «разбитой» души, символом сложных взаимоотношений героев, символом «зыбкости» их чувств.

Сонет -  (итал. sonetto, от sonare — звучать, звенеть) – одна из «твердых» поэтических форм, стихотворение в 14 строк.
Первая часть С. состоит из двух катренов (четверостиший), вторая из двух
терцетов (трехстиший). Правилами определяется и особая система рифмовки в сонете.
Большую роль играет внутренняя композиция С. Каждая строфа С. — это законченное целое. Первый катрен является экспозицией, в нем утверждается основная тема стихотворения, во втором катрене развиваются положения, высказанные в первом катрене; таким образом, оба катрена ведут линию подъема. Дальше начинается нисхождение темы: в первом терцете намечается развязка ее, во втором терцете происходит быстрое завершение развязки, которая находит наиболее яркое выражение в заключительной строке С., самой сильной по мысли и образности (сонетный замок). Знамениты своими сонетами – Данте, Петрарка, Шекспир

Комментариев нет:

Отправить комментарий