Эпос - (от греч. epos - слово,
повествование, рассказ) - один из
трех основных родов литературы, в
отличие от лирики и драмы выдвигающий на первый план объективное изображение событий. Особую роль в произведениях
эпических жанров играет носитель повествования (автор-повествователь или
рассказчик), сообщающий о событиях, их развитии, о персонажах, об их жизни, при
этом отделяющий себя от изображаемого. В зависимости от временного охвата
событий различают крупные жанры Э. - эпопея , роман,
средние - повесть и малые – рассказ, новелла, очерк.
Лирика - (от греч. lyricos - поющийся под
звуки лиры) - один из трех основных родов литературы), выдвигающий на
первый план субъективное изображение чувств, переживаний, эмоций автора.
В Л. жизнь отражена в переживаниях поэта (или
лирического героя): о ней не повествуется, а создается образ-переживание.
Важнейшим свойством Л. является способность передавать
чувство одного человека как всеобщее. Характерные особенности Л.: стихотворная форма, ритм, отсутствие фабулы, небольшой
размер произведения. К жанрам Л. обычно относят
лирическое стихотворение, оду , элегию, эпиграмму, послание, гимн и др.
Драма - (от греч. drama - действие)
- один из трех основных родов литературы, изображающий действие. К
драматическому роду относятся жанры: трагедия, комедиия, драма (в узком смысле
слова), кроме того - мелодрамы и
водевили.
Композиция (от лат. compositio -
составление, соединение, сложение) - построение художественного
произведения: расположение и взаимосвязь его частей, образов, эпизодов в
соответствии с содержанием, жанровой формой и замыслом автора.
Или: композиция – это порядок частей в художественном
произведении и их взаимосвязь.
Мотив (от франц. motif - мелодия, напев)
– это устойчивый, повторяющийся элемент в текста (пример: мотив холода в рассказе Бунина
«Холодная осень»)
Пейзаж – это описание природы в художественном произведении.
Эпитет (от греч. ерitheton - приложение) – образное, художественное
определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления,
обладающее особой художественной выразительностью. Например: железная выдержка,
серебряный голосок - здесь прилагательные являются именно эпитетами, так как
употреблены в переносном значении и несут особую смысловую и
экспрессивно-эмоциональную нагрузку, тогда как те же прилагательные,
употребленные в прямом значении (железная кровать, серебряная монета),
эпитетами не являются. Э. обычно выражен
прилагательным, реже - причастием, наречием или существительным в роли
приложения.
Метафора – скрытое сравнение, перенос значения слова по
принципу сходства. Метафора находит сходство между предметами или явлениями из
разных, далеких друг от друга сфер жизни. Пример: «Слезинка дождя» - это
метафора, она может быть развернута в сравнение: капля дождя, как слезинка.
Примеры: «бархат заката», «скрипка времен».
Символ – (греч.
σύμβολον — знак, примета) — многозначный
предметный образ, который может иметь огромное количество разных толкований.
Например, в повести «Ася» разбитый лунный столб является символом зарождающейся любви, символом «разбитой»
души, символом сложных взаимоотношений героев, символом «зыбкости» их чувств.
Сонет - (итал. sonetto, от
sonare — звучать, звенеть) – одна из «твердых» поэтических форм, стихотворение
в 14 строк.
Первая часть С. состоит
из двух катренов (четверостиший), вторая из двух
терцетов (трехстиший).
Правилами определяется и особая система рифмовки в сонете.
Большую роль играет внутренняя композиция С. Каждая
строфа С. — это законченное целое. Первый катрен является экспозицией, в нем
утверждается основная тема стихотворения, во втором катрене развиваются
положения, высказанные в первом катрене; таким образом, оба катрена ведут линию
подъема. Дальше начинается нисхождение темы: в первом терцете намечается
развязка ее, во втором терцете происходит быстрое завершение развязки, которая
находит наиболее яркое выражение в заключительной строке С., самой сильной по
мысли и образности (сонетный замок). Знамениты своими сонетами – Данте,
Петрарка, Шекспир
Комментариев нет:
Отправить комментарий