среда, 6 декабря 2017 г.

Устный зачет. 8 класс. Вопросы и материалы для подготовки

8 класс Устный зачет
Теоретическая часть

Вопросы для развернутого ответа:
1.Сопоставительный анализ стихотворений: А.С.Пушкин "Сожженное письмо" и Н.А.Некрасов "Горящие письма".
2.Сопоставительный анализ стихотворений: А.С.Пушкин "Я помню чудное мгновенье..." и А.А.Блок "О доблестях, о подвигах, о славе..."
3 Сонеты Данте, Петрарки, Шекспира: эволюция жанра
4.Пейзажи в повести Тургенева "Ася" и их роль в произведении
5. Многогранность образа главной героини в повести Тургенева «Ася»
6.Композиция романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
7.Человек и история в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
8. Образ России в русской литературе XIX века (Ю.М.Лермонтов «Родина», Ф.И.Тютчев «Эти бедные селенья»)
9. Анализ рассказа И.А.Бунина «Холодная осень»: поэтика названия, особенности композиции
10. Анализ рассказа И.А.Бунина «Темные аллеи»: поэтика названия, особенности композиции

Практическая часть
Типы заданий:
1.     Определить род литературы (эпос, лирика, драма)
2.     Определить размер стихотворения (хорей ямб, дактиль, амфибрахий, анапест)
3.     Найти средства выразительности (эпитет, сравнение, метафора, символ)




Вопрос 1 Сопоставительный анализ стихотворений:
А.С.Пушкин "Сожженное письмо" и Н.А.Некрасов "Горящие письма".

Стихотворение «Сожженное письмо» Пушкин написал в 1825 году и  посвятил его Елизавете Ксаверьевне Воронцовой (здесь надо прочитать текст стихотворения – можно по листочку, но не запинаясь и красиво)
Стихотворение написано от лица героя, речь идет  о письме… (чьем письме? какого содержания скорее всего?)
При этом в произведении не изображены переживания героини, ее характер не раскрыт. Автор показывает читателю переживания главного героя, его чувства меняются от начала к концу стихотворения. (как меняются, ответьте, опираясь на текст)

С одной стороны, в стихотворении речь идет о конкретном письме. (Приведите строки, это подтверждающие)
Вместе с тем образ горящего письма символичен. «Горящее письмо» - это символ (чего?)
Образ-символ письма разворачивается в стихотворении через ряд метафор и метафорических эпитетов:
На горящем письме герой видит «заветные черты» - чьи? какой это худ. прием?
Пепел назван «Отрада бедная» - это (какой худ. прием? почему так назван?)
«Пепел милый» - это (какой худ прием? зачем он употреблен?)
Синтаксис стихотворения сложен: здесь много (каких знаков препинания? почему?)
Стихотворение Некрасова «Горящие письма» написано намного позже, в 1877 году, оно посвящено Авдотье Яковлевне Панаевой. (Здесь прочитать наизусть стихотворение). Стихотворения Пушкина и Некрасова объединяет общая лирическая ситуация: герой сжигает письмо возлюбленной, форма повествования «от 1 лица». Но в стихотворении «Горящие письма» изображается характер и переживания не только героя, но и героини – в этом состоит одно из художественных открытий Некрасова.
Какие чувства испытывает героиня?
Какие чувства испытывает герой?
Два стихотворения объединяет образ горящих писем. Однако у Пушкина в названии прошедшее время – «сожженное письмо», а у Некрасова – настоящее – «горящие письма» - почему?
В стихотворении Некрасова нет слова «письмо» - почему?
Но есть метафорическое название писем – какое? какие взаимоотношения между героями изображаются через этот образ?
В синтаксическом строе стихотворения Некрасова особую роль играет повторяющийся знак препинания – какой? почему?
Стихотворение заканчивается (каким знаком препинания? почему?)

Вопрос 2 «Стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» и стихотворение Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…»: сопоставительный анализ»

Вопросы, на основе которых надо составить связный ответ.
Стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»
1.       Когда стихотворение написано? Кому посвящено?
2.       Есть ли в стихотворении образ возлюбленной?
3.       Сколько смысловых частей в стихотворении и как они связаны между собой?
4.       В каких стоках есть звукопись? Какие чувства она выражает?
5.       В 5 строфе: сначала пробуждается душа, а потом появляется образ возлюбленной или наоборот? Обратите внимание на знаки препинания.
6.       Почему оказалось возможным воскресение любви? Что такое любовь для Пушкина в этом стихотворении?

Стихотворение Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…»
1.       Когда написано стихотворение? Кому посвящено?
2.       Сколько смысловых частей в стихотворении и как они связаны между собой?
3.       Какие образы-символы есть в стихотворении? Что такое символ?
4.       Почему плащ – «синий»? а ночь  - «сырая»?
5.       «Лицо сияло» - какой это художественный прием? какой образ он создает?
6.       Какие сравнения есть в 3 строфе? Какие дополнительные смыслы они вносят в стихотворение?
7.       Что такое любовь для Блока в этом стихотворении? Что в жизни вечно, а что преходяще – по мнению автора стихотворения?



Вопрос 6 Схема ответа на вопрос «Композиция романа Пушкина «Капитанская дочка»

На зачет можно принести схему композиции, на которой Вы покажете взаимосвязи эпизодов  и рассказывать, опираясь на схему. Взаимосвязи эпизодов очень многочисленны. Чем больше Вы сами их найдете , тем лучше.
Что такое композиция?

1.Важно показать «зеркальную» композицию: встреча Пугачева и Гринева в главе «Вожатый»,подаренный тулупчик и потом эпизод в Белгородской крепости, подаренная жизнь. Тулупчик, который «превращается» в шубу, которую жалует Пугачев Гриневу. Принцип взаимопомощи, опирающийся на сказочную традицию.

2. Отъезд Гринева из Белгородской крепости и возвращение за Машей. Встречи с Зуриным.

3.Екатерина тоже показана с 2х сторон – эпизод в Царском Селе, встреча с Машей и потом Маша и Екатерина на официальном приеме.

4.Взаимоотношения Швабрина и Гринева – в каких эпизодах о них рассказывается и как эти эпизоды связаны.

5. Два военных совета: совет у Пугачева и военный совет в Оренбурге

6.Какова роль эпиграфов в повести? Эпиграфы взяты из «Недоросля» Фонвизина, высокой дворянской литературы 18 века и из фольклора.

7.Какова роль вставных эпизодов? Сказка Пугачева. Разбойничья песня.


  
Вопрос 5.
Многогранность образа главной героини в повести Тургенева «Ася»

Литературные источники повести Тургенева «Ася»
1.     Гретхен («Фауст» Гете)
2.     Мадонна
3.     Лорелея
4.     рафаэлевская Галатея в Фарнезине
5.     Гете «Герман и Доротея»
6.     Героиня жития, святая
7.     Татьяна из «Евгения Онегина»


Согласно мифу Галатея была прекрасной морской нимфой. Она полюбила прекрасного юношу по имени Ацис, но в это время к Галатее воспылал страстью одноглазый гигант Полифем. Когда он увидел влюбленных наедине, то метнул огромную скалу и убил ею Ациса. В своей фреске Рафаэль отходит от точного изложения сюжета и рисует сцену, известную как «похищение Галатеи».
Окруженная тритонами, нереидами и парящими в воздухе амурами, Галатея мчится по волнам, стоя на раковине, увлекаемой двумя дельфинами.


Лорелея (нем. Lore Lay) - центральный персонаж романтической поэзии. Мифологический прообраз: Л.- дева-чаровница, речная фея, героиня немецких народных легенд. Имя Л. восходит к названию крутого утеса .Лурлей (Lurlei) на Рейне близ Бахараха. Легенда о Л. долгое время оставалась лишь местным преданием: «В древние времена в сумерки и при лунном свете на скале Лурлей появлялась девушка, которая пела столь обольстительно, что пленяла всех, кто ее слушал. Многие пловцы разбивались о подводные камни или погибали в пучине, потому что забывали о своей лодке, и небесный голос певицы-волшебницы как бы уносил их от жизни» (Алоиз Шрейбер. Справочник для путешествующих по Рейну. 1818).
Лорелея - героиня одного из самых знаменитых стихотворений Г. Гейне «Лорелея» (1823), включенных им в цикл «Опять на родине» (1824).

Вспомните, с кем сравнивается Ася? И какие новые смыслы вносят сравнения?
Как образы природы раскрывают своеобразие внутреннего мира Аси?
Какие черты характера Аси вы могли бы назвать? (не менее 5-6). Обоснуйте ваше мнение

Пейзажи в повести Тургенева "Ася" и их роль в произведении
1.Тургенев – писатель второй половины XIX века, в произведениях которого важную роль играют пейзажи и образы природы.
Цикл «Записки охотника», писание грозы в рассказе «Бирюк», описания природы в рассказе «Бежин луг». Пейзажи напоминают стихотворения
2. В повести «Ася» целый ряд развернутых описаний природы, они не только описывают место действия и создают «фон», атмосферу в произведении, но и являются своеобразными «смысловыми центрами» произведения, связаны с образом героини и сюжетом повести.
А).описание города в первой главе, гармоничный
- образ готической колокольни, Мадонны
- образ Гретхен
Б) описание ночной реки во второй главе
Образ «разбитого» лунного столба как символ (чего?)…
В).описание заросшей разрушенной башни.
Образ разрешенной башни как символ (чего?)…
С кем сравнивается Ася? Как ее образ связан с описанием «дикой» природы?
3. Образ «засохшей герани» в финале произведения как символ утраченных отношений, памяти
4. Чем описания природы в повести похожи на стихотворения?
Сильное лирическое начало в эпическом произведении



Вопрос 9. Анализ рассказа И.А.Бунина «Холодная осень»:
поэтика названия, особенности композиции

Рассказ Бунина «Холодная осень»  можно разделить по смыслу на две части.
В первой части рассказывается … Во второй части …
Эта композиция рассказа говорит читателю о том, что…
Повествование в рассказе ведет…                 Это важно, так как..         
При этом ни у героя, ни у героини нет имени. Автор хотел подчеркнуть этим, что…
Две части рассказа связывает разветвленная система мотивов в произведении. Мотив – это устойчивый повторяющийся элемент произведения
Важнейшие мотивы в произведении – мотивы… (здесь выписать 2-3 цитаты)
Мотивы, создающие в произведении атмосферу…                          - сближают рассказ Бунина с лирическим произведением. Эпос изображает ….                          А лирика изображает ……………….
Через систему мотивов  автор передает переживания героев.
В произведении есть и другие черты лирического произведения: (какие?)
Название рассказа – «Холодная осень» - многозначно и становится в произведении образом-символом.
Холодная осень – это символ….
Одновременно холодная осень – это….
Кроме того, можно сказать, что холодная осень – это…
В рассказе «Холодная осень» Бунин изображает любовь (какую?)
Бунин любил и неоднократно цитировал высказывание Толстого: “Счастья в жизни нет, есть только зарницы его,— цените их, живите ими”. Такой «зарницей счастья» для героев рассказа стал…


Комментариев нет:

Отправить комментарий