понедельник, 21 апреля 2014 г.

Ф.И.Тютчев "Эти бедные селенья..." (материалы для анализа стихотворения)

Вопросы:
1.Зачем в первой строфе дважды употреблена анафора? С какой фольклорной традицией связано это стихотворение?
2. Что такое риторическое восклицание? Какова его роли в первой строфе?
3. В каком значении употреблены в стихотворении слова "бедный", "смиренный"?
4. Найдите антитезы в стихотворении. Какие явления, понятия противопоставлены?
5. Почему в финале стихотворения появляется образ Христа?


6. Какое место в русской культуре занимает образ странника? Вспомните традицию духовных стихов, стихотворение Пушкина "Странник". Что для понимания стихотворения Тютчева дает сопоставление с произведениями предшествующей литературы?
7. Как связаны друг с другом три строфы стихотворения? Какова композиция стихотворения?
8. В чем , по мнению  Тютчева, сила России? Чем Россия дорога автору стихотворения?

Материалы для анализа стихотворения:
СМИРЯТЬ, смирить кого, усмирять, укрощать или обуздывать, отвадив от дикости; сделать кротким, покорным, послушным; приводить в покорность, лишать природной дикости, зверства, своеволия, самонадеянности. Смирить зверя, овладеть им, осилить его, или сделать его исподволь ручным; смирить человека, обуздать нравственно, подчинить волю его совести и рассудку. Зверя смиришь, а человека не смиришь. Смиряют страхом, карою; смиряют стыдом, унижением; смиряют вразумлением. Смирить гордость, киченье, сбить рог, уничижать, унизить (немецк. demüthigen). Ослушных смирять монастырским смирением, бить плетьми нещадно, стар. Смирить сердце свое, укротить, обуздать, покориться. Смирять плоть свою веригами, постом”. Милость (или: кротость) смиряет.
Смиренный, кто смирился, кто живет в смирении, в кроткой преданности провидению, в сознании своего ничтожества. Смиренный, прич. укрощенный, или помирившийся; черное духовенство само себя честит смиренным. Смиренно кланяюсь и прошу. Смиренен волк в капкане. Смиренных Господь духом спасает. 
(В.И.Даль Словарь Живого великорусского языка)


Образ странника в русской культуре
1.Кали́ка перехожій (сказочн.) странствующій нищенствующій (богатырь) — нищій, духовныя пѣсни распѣвающій. (Словарь Михельсона)
Ср. Тутъ живутъ... и мелкіе литераторы, попавшіе на литературную дорогу по неспособности стать ни на какую другую и тянущіе по ней свою горе-горькую жизнь каликъ перехожихъ. Лѣсковъ. На ножахъ. 2, 5.Ср. Я что передъ вами (богатѣями)? Убогій странникъ нищій, калика перехожій. П. И. Мельниковъ. Въ лѣсахъ. Ср. Подайте, Христа-ради! Подайте убогому, подайте каликѣ перехожему, Христа-ради!Гр. А. Толстой. Посадникъ.  Возможно, произошло от слова «калиги» (лат. caligae — «сапоги») — подвязные сандалии, в которые обувались паломники, отправлявшиеся в Иерусалим.

Духовные стихи – это эпические повествования на сюжеты ветхозаветных, новозаветных и житийных легенд (стихи о Голубиной книге, об Адаме, о Иосифе Прекрасном, царевиче Иоасафе, Алексее Человеке Божьем, Феодоре Тироне, об Егории Храбром, князе Ефимьяне, о Богатом и Лазаре и т. д.), они близки к былинам. Сборник - «Калики перехожие» П. А. Бессонова (1861 — 63)

2. А.С.Пушкин «Странник» (фрагмент)
Пошел я вновь бродить - уныньем изнывая
И взоры вкруг себя со страхом обращая,
Как узник, из тюрьмы замысливший побег,
Иль путник, до дождя спешащий на ночлег,
Духовный труженик - влача свою веригу,
Я встретил юношу, читающего книгу.
Он тихо поднял взор - и вопросил меня,
О чем, бродя один, так горько плачу я?
И я в ответ ему: "Познай мой жребий злобный:
Я осужден на смерть и позван в суд загробный -
И вот о чем крушусь: к суду я не готов,
И смерть меня страшит."
                     - "Коль жребий твой таков,-
Он возразил,- и ты так жалок в самом деле,
Чего ж ты ждешь? зачем не убежишь отселе?"
И я: "Куда ж бежать? какой мне выбрать путь?"
Тогда: "Не видишь ли, скажи, чего-нибудь"-
Сказал мне юноша, даль указуя перстом.
Я оком стал глядеть болезненно-отверстым,
Как от бельма врачом избавленный слепец.
"Я вижу некий свет",- сказал я наконец.
"Иди ж,- он продолжал:- держись сего ты света;
Пусть будет он тебе единственная мета,
Пока ты тесных врат спасенья не достиг,
Ступай!"- И я бежать пустился в тот же миг.

  

Комментариев нет:

Отправить комментарий